История новгородской церкви

Деяния Святых Апостолов 11,26: «Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в первый раз стали называться христианами».

Казнь стригольников

Последователи Иисуса Христа, называемые и поныне христианами, всегда стремились познавать Слово Учителя своего, записанное на страницах Библии.

Особенно ярко выделялся в потоке русского богоискательства люд новгородский. Именно здесь, и не однажды, в среде духовенства зарождалось учение по сути своей евангельское, обращенное к истокам первохристианства.

Таким было исповедание «стригольников» в XIV веке. Эти псковско-новгородские «евангелисты» — не единственные предшественники евангельских христиан-баптистов, которые могли появиться только после отмены крепостного права (1861 г.) и выпуска на доступном языке книг Ветхого и Нового Заветов (1876 г.).

Ермолино 1913 год

Первые Новгородские евангельские христиане-баптисты обосновались в 1863 г. в поселениях Любень и Дерева Крестецкого уезда (в настоящее время Чудовский район). Это были латыши — переселенцы, расселившиеся здесь «словно черенки от чужой лозы» (Книга Пророка Исаии 17:10). Первая Церковь ЕХБ официально сформировалась и открылась в колонии Любень в 1869 г. Потом Петербургское пробуждение эхом раскатилось по окрестностям дальним и близким. В Новгороде сторонники веры живой, последователи отставного гвардии полковника Пашкова, появились около 1884 г. Учение Иисуса Христа распространялось по всей губернии. «Охотно принявшие слово крестились и постоянно пребывали в учении, в общении и преломлении хлеба, и в молитвах» (Деяния Святых Апостолов 2:41,42).

Новгород 1924

К 30-м годам ХХ века на Новгородской земле было более 40 церквей евангельского исповедания. В начале XX столетия многочисленными были общины верующих в Боровичах, Шимске, Новгороде, Ермолино, Люболядах, Нащах, Старой Руссе, Демянске, Пестово, Крестцах.

Большая община евангельских христиан образовалась в Шимске. К двадцатым годам XX века Шимск становится своеобразным евангельским центром. Там были организованы регентские курсы и хор. Оттуда евангелие распространяется в Подгощи, Волот, Сольцы и другие места Новгородчины. Шимская община — это корни нынешней Новгородской Церкви.

Евангелисты и баптисты из-за отсутствия разницы в вероучении имели тесную связь.

В тридцатых годах все общины были закрыты безбожной властью. Многие верующие подвергались гонениям. Их, ненавидимых всеми за Имя Христа, сажали в тюрьмы, ссылали, расстреливали.

Старая Русса 1927 год

С 1946 г. вновь зазвучала проповедь в Боровичах, Сольцах, Старой Руссе, Парфино, Демянском районе. Власть не регистрировала общины верующих, не разрешала им проводить Богослужения и за веру вновь сажала в тюрьмы. Но проповедующие о Господе не умолкали, и, несмотря на запреты и господство атеизма, росло и крепло новое поколение евангельских христиан.

В 1968 г. пришло время государственной регистрации общин, первой послевоенной была Боровичская. За ней, в 1976 г. — Новгородская, в дальнейшем — Парфинская, Пестовская, Старорусская, Крестецкая и другие.

Верующие Новгорода, до 1970 г., на богослужения ездили в Бронницу (26 километров от областного центра). Потом евангельским христианам разрешили собираться в самом городе, в доме № 29а по улице Большевиков. В 1981 г. был приобретен Дом Молитвы на улице Новоселов (Деревяницы).

В 1994 г. евангельские христиане города и области начали строительство Храма Христа в Новгороде на улице Кочетова. Через пять лет основные строительные работы были завершены, и 9 июля 2000 года освящение храма. Церкви Новгородчины собраны в Региональное Объединение Евангельских и Баптистских Церквей области, которое входит в состав Российского Союза евангельских христиан-баптистов.

Храм Христа

Сегодня, как и много лет назад, проповедь Евангелия звучит по всей нашей древней земле, созидаются Церкви, приобретаются Молитвенные Дома.

Вся история евангельских христиан показала их «очень твердую, чистую и горячую» веру, представила христианство не только как учение о Христе, но и как жизнь «достойную благовествования Христова» (Послание к Филиппийцам 1:27). Гонимые за исповедание свое, они никогда не преследовали инакомыслящих, но, служа Богу и ближнему, всегда стремились распространять Царствие Божие в людских сердцах, учить библейским принципам жизни в любви, прощении и добре.

Епископ евангельских церквей Новгородской области
Анатолий Иванович Корабель