Христианские праздники

В каждом народе, в каждой религии и конфессии есть свой праздничный календарь. Евангельские христиане — не исключение. Наш календарь сформировался в ходе истории нашего братства, и у каждой праздничной даты есть свое духовное значение. Некоторые из праздников являются общехристианскими. Другие связаны с национально-культурными особенностями России. Некоторые являются достоянием исключительно евангельских церквей. Между тем, вопросы о том, почему мы празднуем те или иные праздники время от времени возникает у верующих людей нашего братства. И мы постараемся коснуться наиболее важных вопросов, касающихся этой темы.

Нужны ли нам праздники?

Одним из самых интересных вопросов является вопрос о необходимости праздников как таковых. Ведь в Новом Завете мы не находим конкретных указаний на необходимость для церкви отмечать какие-либо праздничные даты. Исключение составляет лишь воскресный день, упоминающийся в библейском тексте как день собраний (Деян. 20:7). Конечно в нашем распоряжении много тестов Священного Писания, повествующих о ветхозаветных праздниках. Но они не празднуются христианами по причинам, о которых мы скажем ниже.

Итак, нужны ли нам праздники? Безусловно. Говоря о чувствах верующих людей по отношению к Христу, апостол Павел пишет: «станем праздновать» (1Кор. 5:8). Конечно, это имеет отношение ко всей жизни христианина, к каждому прожитому дню. Мы спасены, мы имеем полное право радоваться тому, что наши имена написаны на небесах (Лук. 10:20). С этой точки зрения, христианин может каждый день пребывать в праздничном настроении. Однако такое не всегда возможно. Бывают, например, времена когда необходимо плакать с плачущими (Рим. 12:15). У нас самих могут быть не простые жизненные ситуации, более подходящие для плача (Еккл. 3:4), размышления (Еккл. 7:14) и молитвы (Иак. 5:13), чем для праздничного веселья. Наконец, даже при наличии радостного настроения, которое должно быть нормальным состоянием верующего (Фил. 4:4), мы не можем вполне отдаться празднику, так необходимо работать, делать повседневные дела. А полноценный праздник подразумевает отдых (Втор. 5:14; 16:8), радостное общение (Втор. 16:14), совместное прославление Бога (Лев. 23:4). Именно праздничные дни дают нам возможность погрузиться в праздничную атмосферу.

Неумение праздновать, унылый вид христиан на праздничных богослужениях и общениях – удручающее зрелище. «Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости» (Пр. 17:22). Наличие праздников в нашей жизни оправдано и благотворно влияет на наше духовное и психологическое состояние. И если, как поется в одной старой бардовской песне: «Праздниками календарь уже не трогает души», то на лицо признак духовного неблагополучия. В таком случае у нас есть повод для размышления и молитвы.

Итак, будем праздновать! Но какие праздники? Может быть ветхозаветные?

Праздники современной (новозаветной) церкви

Некоторым сама мысль о праздновании ветхозаветных праздников может показаться абсурдной. Мы же не иудеи. У нас церковь, а не синагога. Но есть некоторые евангельские верующие, которые вполне серьезно размышляют над возможной перспективой празднования ветхозаветных праздников. От них можно услышать и аргументацию в пользу ветхозаветных праздников. Указывают, в частности, на преемственность между Ветхим и Новым Заветами. Здесь есть над чем поразмышлять.

Прежде всего, стоит обратить внимание на характер духовной преемственности между Ветхим и Новым Заветом. С одной стороны, духовная ценность Ветхого Завета для христиан в целом не подлежит сомнению. Сам Господь Иисус Христос сказал: «истинно, истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона» (Мат. 5:18). С другой стороны, при безусловной ценности и значимости ветхозаветного учения о Боге, ветхозаветной этики (в особенности 10-ти заповедей), ветхозаветных пророчеств и многого другого, далеко не все тексты Ветхого Завета могут служить для христиан непосредственным руководством к действию. Например, вряд ли кому-нибудь придет в голову попытаться исполнять ветхозаветные законы о жертвоприношениях.

Ритуальные нормы Моисеева Закона (Кол. 2:20-21) вместе с всем комплексом храмового богослужения и жертвоприношений уже исполнили свое предназначение: «где прощение грехов, там не нужно приношение за них» (Евр. 10:18). Закон, «имея тень будущих благ, а не самый образ вещей» (Евр. 10:1), часто лишь указывал на будущую духовную реальность, затем открывшуюся во Христе.

К числу ветхозаветных установлений, не имеющих вечной значимости, отнесены в Новом Завете и праздники: «Итак, никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело во Христе» (Кол. 2:16-17). Иначе говоря, никто не в праве осуждать христиан за то, что они не празднуют ветхозаветные праздники, включая субботу. Суббота и другие праздники Ветхого Завета несли на себе лишь тень благодати, явившейся в мир в личности Спасителя. Нам не нужна тень благословения, когда мы имеет доступ к ее Источнику.

Конечно, и празднование ветхозаветных праздников на первый взгляд нельзя назвать большой проблемой. Однако так как былой духовной ценности они не представляют, то и единственным оправданием внесения их в календарь отдельных христианских сообществ могут быть соображения культурного или миссионерского характера. Иными словами общины христиан-евреев могут считать целесообразным праздновать их с целью единения со своими соплеменниками и проповеди им Благой Вести об Истинном Мессии Иисусе.

Евангельские христиане-баптисты не только не имеют нужды в том, чтобы праздновать ветхозаветные праздники (по причинам, изложенным выше), но и рисковали бы нажить себе много проблем, пойдя по этому пути. В контексте православно ориентированной культуры было бы крайне не разумно давать повод называть нас иудейской сектой. Отвергая антисемитизм, как уродливое и чуждое нам воззрение, мы, тем не менее, должны всячески подчеркивать нашу стопроцентно христианскую идентичность. Кроме того, для нас реален соблазн подменить благодать законом (Гал. 5:4), чего следует всячески избегать, помня, что Бог «дал нам способность быть служителями нового завета» (2Кор. 3:6).

Итак, ветхозаветные праздники мы не празднуем, но потребность в праздниках осталась. Книги Нового Завета не упоминают о церковных праздниках, за исключением воскресного дня. Как же быть? Кто же имеет право устанавливать праздники? Такие полномочия принадлежат новозаветному Божьему народу. Так как сама необходимость празднования не отвергается Новым Заветом (1Кор. 5:8), то церковное сообщество, следуя словам Священного Писания: «К свободе призваны вы, братия» (Гал. 5:13), имеет все полномочия свободно определять праздничные даты. Поговорим теперь непосредственно о календаре евангельских христиан-баптистов.

Календарь праздников евангельских христиан-баптистов

Воскресный день

Каждое воскресенье для нас является особым днем. Воскресный день, день в который воскрес Христос (первый день недели по древнему счету) издревле был днем богослужебного собрания христиан (Деян. 20:7). В Вероучении ЕХБ записано: «Воскресный день как день Господний должен быть днем святого труда для Господа, днем посвященным изучению Слова Божия, пребыванию в молитве; участию в богослужениях и проявлению христианской любви в делах милосердия».

Первое воскресенье месяца

По традиции первое воскресенье каждого месяца в церквах нашего братства проходят особые богослужения, на которых совершается хлебопреломление. Это одновременно и траурное, и праздничное богослужение. Мы скорбим о Страдающем и Умершем за нас Господе, и в то же время благодарим Бога за наше искупление.

Рождество Христово

Рождество является одним из самых главных и любимых наших праздников. Мы празднуем приход Спасителя в наш мир. Мы радуемся тому, Кто «уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Фил. 2:7). Мы прославляем Бога-Сына ставшего Человеком. Рождение Христа – это рождение Агнца Божьего, предназначенного для того, чтобы искупить грехи человечества. Точная дата рождения Христа неизвестна, поэтому вопрос о времени празднования Рождества вообще не принципиален. Каждая община ЕХБ вправе самостоятельно решать вопрос о праздновании Рождества по григорианскому или юлианскому календарю (25 декабря или 7 января).

Крещение Господне

В праздник Крещения (19 января) мы вспоминаем о начале служения Христа. Иисус, будучи безгрешным, принимает крещения покаяния от Иоанна Крестителя наравне с грешными людьми, показывая тем самым, что Он понесет чужие грехи. Этот праздник имеет еще одно название – Богоявление, поскольку при крещении Иисуса звучал голос Бога-Отца и Святой Дух спускался на Него в виде голубя. Таким образом, Бог впервые ясно явился как Бог триединый (Троица).

Сретение Господне

Праздник Сретения (15 февраля) напоминает нам о встрече Младенца Христа праведным Симеоном и пророчицей Анной в Иерусалимском Храме. Нам особенно важно, что Симеон предрек в тот день, что Иисус станет Спасителем всех людей, всех народов.

Благовещение

Ангел Гавриил возвестил деве Марии, о том, что она чудесным образом зачнет и родит Сына Божьего. Мы прославляем чудо непорочного зачатия Христа, вспоминаем о смирении девы Марии. Это событие по сути является началом земного пути Спасителя мира, так как Его жизнь как Человека, подобно всем людям началась с зачатья во чреве матери. Празднуется 7 апреля.

Вход Господа в Иерусалим

Народ встречал Иисуса, въезжавшего в Иерусалим на осле, как Царя. Это было исполнением древнего пророчества Захарии. И хотя Христос ехал в Иерусалим, чтобы быть осужденным на смерть, Он в тоже время действительно ехал как Истинный Царь, готовящийся отдать жизнь за спасение людей. И пусть Его троном стал крест. Он воистину «Царь царей и Господь господствующих» (Откр.19:16). В России этот праздник еще называют Вербным Воскресеньем. Празднуется за неделю до Пасхи.

Страстной Четверг

Четверг перед Пасхой – это день, когда мы вспоминаем об установлении Христом Вечери Господней – Хлебопреломления. В этот день мы также вспоминаем последние дни Христа перед распятием, Его мученический путь и искупительную смерть. В этот день совершается хлебопреломление. По давней традиции многие верующие в этот день пребывают в посте (без пищи и питья) и молитве.

Светлое Христово Воскресение – Пасха

Важнейшее по смыслу торжество церковного года. В этот день мы торжественно празднуем победу Искупителя над смертью и грехом, зримо явленную в великом чуде Христова воскресения. Этот праздник особенно дорог нам. Мы продолжаем жить в мире где последствия грехопадения так наглядны: горе, болезни, страдания, преступления, войны, смерть… Но Христос воскрес! Воистину воскрес! Что бы не происходило вокруг нас, Христос уже победил диавола. И хотя мы пока еще страдаем в этом мире, ничто и никто не способны отнять у нас результаты победы Христа. «Благодарение Богу, даровавшего нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1Кор. 15:57). Празднуется в 1-й воскресный день после весеннего равноденствия и 1-го мартовского полнолуния.

Вознесение Господне

Вознесение Христа – это завершающее событие земной жизни Сына Божьего. Иисус ушел с Земли, чтобы затем послать ученикам Святого Духа. Господь Иисус Христос продолжает присутствовать среди христиан духовно. Христос телесно вернется на Землю в конце времен. В ожидании возвращения своего Искупителя и Жениха Церковь призвана бодрствовать, молиться и трудиться во славу Божью. Празднуется на 40-й день после Пасхи.

Пятидесятница (Троица)

В праздник Пятидесятницы мы торжественно вспоминаем сошествие Святого Духа на апостолов, а также размышляем о роли Бога-Святого Духа в судьбах мира и в нашей жизни. Другое название праздника – Троицин День. Поскольку после сошествия Духа Святого – триединая природа Бога была вполне открыта людям. Празднуется на 50-й день после Пасхи.

Преображение Господне

Преобразившись перед избранными учениками, Господь Иисус Христос явил им Свою небесную славу. Небо стало для учеников зримой реальностью. Этот праздник напоминает нам о реальности духовной красоты и блаженства, которые откроются при наступлении полноты Божьего Царства. И хотя мы еще не ходим по улицам Нового Иерусалима, мы можем быть уверены, что слава небес уже принадлежит нам, благодаря заслугам Искупителя Христа. Празднуется 19 августа.

Праздник Жатвы

Праздник Жатвы – это, прежде всего, день благодарения за урожай и за все милости, которые посылает нам Всевышний. Это не ветхозаветный праздник, который израильтяне обязаны были отмечать по Закону, но торжество евангельских церквей, которое они добровольно согласились праздновать. Кроме благодарения в этот день не редко вспоминают о таких духовно назидательных темах как свидетельство о Христе, духовный плод в жизни верующего, кончина мира. В этот праздник принято устраивать обильную общую трапезу и приглашать гостей из других общин. Чтобы иметь возможность побывать в гостях друг у друга церкви одного региона часто переносят праздник Жатвы с последнего воскресенья сентября (официальная дата) на другой воскресный день

День Единства

День Единства был первоначально установлен в 1945 году в память об историческом объединении двух братских течений: евангельских христиан и баптистов – в единый Союз осенью 1944 года. Ныне этот праздник посвящен духовному и вероучительному единству и взаимопомощи церквей и региональных объединений, входящих в Российский Союз ЕХБ. В этот день (последнее воскресенье октября) мы должны вспомнить о молитвенной, материальной и иной поддержке, которую церкви могут оказать Союзу.

Новый Год

Новый Год празднуется не во всех церквах нашего братства. Некоторые считают его сугубо светским праздником. В некоторых церквах принято собираться в канун Нового Года – 31 декабря. Часто богослужения назначаются непосредственно на 1 января. Во многих церквах принято совместная молитвенная встреча Нового Года (особенно среди молодежи). Хотя Новый Год дата и условная, но это хороший повод оглянуться назад, оценить свои успехи и неудачи, задуматься над планами на будущее, и, главное, поблагодарить Бога за все Его милости в уходящем году и попросить благословения на будущее.

Будем праздновать!

М. В. Иванов,
руководитель отдела богословия и катехизации  Российского Союза ЕХБ.