VI Конференция «Феномен Российского протестантизма»

VI КонференцияС 7 по 9 сентября 2018 года в Храме Христа состоялась VI Научно-историческая конференция «Феномен Российского протестантизма». Тема конференции: «110-летие образования Евангельского Союза».

16 мая 2018 года исполнилось 110 лет со дня утверждения Министерством Внутренних дел Устава Русского Евангельского Союза. О создании Евангельского Союза братья иначе не писали, как только: радость! «Наконец-то мы имеем радость… То, что И. С. Прохановым впервые было высказано в виде пожеланий в августе в журнале Христианин № 6 за 1906 год, осуществилось через два с половиною года!» (строки из Братского листка).

«Наконец — то мы имеем радость сообщить, что корабль Русского Евангельского Союза спущен на воду»,- с восторгом писал через восемь месяцев после того, как 16 мая 1908 года царским правительством был утвержден устав Русского Евангельского Союза, Иван Степанович Проханов, его первый избранный председатель. Радость единства, радость силы Святого Духа, радость обретения полноты — вот что значил этот Союз для нашего братства… В задачи Русского евангельского союза входило:

«1. Содействие всякому духовному пробуждению в среде русской церкви, установление связи со всеми живыми элементами ее и распространение идеи религиозного обновления на евангельских основах.

2. Распространение евангельской истины среди русского народа и всего населения России…

3. Проведение евангельского учения в жизнь народа…

4. Содействие объединению всех евангельских верующих в духе, слове и деле путем устройства молитвенных собраний, съездов для обмена духовным опытом и т. п.…

5. Особенно ревностное стремление к привлечению к Русскому евангельскому союзу всех живых элементов русского населения».

Немного нам известно, как именно произошло создание и спуск этого чудесного русского «корабля евангелизации». Мы знаем лишь напоминающие канцелярский сухой протокол сведения о том, что 13 января 1909 года в помещении Финского училища (Большая Конюшенная, д. № 6) состоялось учредительное собрание лиц, подписавших устав Союза, и тех, кто изъявил желание вступить в члены.

Барон Павел Николаевич НиколаиНам известно, что по предложению И. С. Проханова председателем собрания был избран барон П. Н. Николаи; секретарем — Т. Ф. Странберг, помощником секретаря — И. П. Семенов, «обязанности докладчика выполнял основатель Союза И. С. Проханов»; и что в Совет Союза были избраны следующие 20 человек: С. А. Алексеев, Ф. А. Арндт, И. С. Громов, И. Ф. Гроте, А. И. Ивкова, И. В. Каргель, Д-р Кинъ, В. М. Максимовская, В. Х. Оффенберг, Барон П. Н. Николаи, Нюман, Е. К. Пистолькорс, Ф. К. Пистолькорс, И. С. Проханов, А. И. Проханова, И. И. Раков, Т. Ф. Странберг П. М. Чекмарев, Ф. Ф. Шларб, О. А. Масленикова, А. И. Страуптман, Н. А. Гойера, член государственной думы З. Д. Захаров, И. И. Кильбурн, Х. И. Кравченко, Князь А. П. Ливен.

Князь Ливен Анатолий ПавловичВновь избранный Совет из среды себя избрал действующий Комитет Совета. В действующий Комитет Совета, по предложению И. С. Проханова, были избраны: председатель Князь Анатолий Павлович Ливен, товарищ председателя Барон Павел Николаевич Николаи, казначеем — барон Владимир Христианович Оффенберг, секретарем — Т. Ф. Странберг. История, на счастье, бережно сохранила для нас слова докладчиков того, первого в земной жизни заседания Союза, — какими драгоценными жемчужинами кажутся нам теперь они: «Барон Николаи прочитал Евангелие от Иоанна 15 главу, стихи 8–17 и 17 главу, стихи 20–23 и сказал ко всем присутствующим: «…главной побудительной причиной, вызвавшей единение живых евангельских сил на почве назревшей и главной нужды России — ее евангелизация». «Нам важно не внешнее разнообразие, но внутреннее единство. Поэтому первая задача Евангельского Союза и отдельных его членов состоит в том, чтобы быть миротворцами». «Корабль на воде, но для плавания он еще не приспособлен. Предстоит еще много работы по устроению его. Мы верим, что устроителем его будет сам Господь, который и внушил самую мысль о нем. Да начнет же Союз свое плавание по волнующемуся морю русской религиозной жизни под флагом Божественного капитана — Иисуса Христа, и тогда ему будут не страшны все бури этого мира»,- строки отчета Проханова об учредительном собрании.

Как мало мы знаем о тех братьях, которые стояли у руля этого удивительного корабля! Я благодарен Богу за то, что Он позволил мне «раскопать» на пыльных исторических полках и разглядеть очертания хотя бы некоторых из этих прекрасных людей.

Еще в январе 1907 года по инициативе Санкт-Петербургской общины евангельских христиан в Петербурге прошел съезд представителей общин баптистов, евангельских христиан, пресвитериан и молокан. Съезд выработал совместные предложения по изменениям в правила, приложенные к Высочайшему Указу от 17 октября 1906 года «О порядке устройства отделившихся от православия сектантских общин».

В отчете о работе съезда, помещенном в журнале «Братский листок», неназванный автор (очевидно И. С. Проханов) сравнивал его с проведенным В. А. Пашковым съездом 1884 года. «Этот съезд представляет весьма отрадное явление, потому что он является вторым съездом в России, на котором объединились для одной работы представители разных ветвей русского евангельского движения: здесь были баптисты, евангельские христиане, пресвитериане, молокане», — писал автор отчета. В то же время в отчете ничего не говорится об обсуждении создания Русского Евангельского Союза, хотя игнорировать этот вопрос, пусть даже в кулуарных обсуждениях, делегаты съезда не могли. Можно предположить, что единство по вопросу о создании Союза не было достигнуто.

Несмотря на учреждение в январе 1909 года Русского Евангельского Союза, Проханов (который, по мнению С. Н. Савинского, «предвидел, что не будет понят руководством Союза баптистов»[23]) занялся подготовкой первого Всероссийского съезда евангельских христиан, который прошел 14—19 сентября 1909 года и строительством уже конфессионального союза евангельских христиан-прохановцев, объединившего поместные церкви.

Что касается Русского Евангельского Союза, то сведений о его дальнейшей деятельности осталось немного. По данным И. П. Плетта, на годовом собрании в марте 1911 г. А. П. Ливен и П. Н. Николаи отказались от занимаемых должностей. Вместо них были избраны соответственно В. Х. Оффенберг и Л. А. Шульц. За 1911 г. в союз было принято 13 человек, а вышло из него 27 человек. К концу 1911 г. союз насчитывал 90 членов. В начале 1912 г. в совет союза входило 20 человек. Среди них известные верующие ЕХБ: И. В. Каргель, С. А. Алексеев (пресвитеры евангельских христиан в Петербурге), И. С. Проханов и его жена Анна Ивановна, а также П. И. Чекмарев.

К большому сожалению, первоначальный замысел общего объединения евангельских протестантов Русский Евангельский Союз не исполнил, став лишь объединением малочисленной группы верующих.

В журнале «Верность» за 1934 год я как-то прочитал: «В Евангелии мы читаем о «рабах и о господах их», которые были братьями по вере. Дух собраний в Ливенском дворце близко подходил к той христианской деликатности, которой учили Апостолы первых верующих. Вот они, бывшие на евангельских собраниях во дворце: Княгиня и княжны Ливен; княгиня Гагарина; княжны Голицыны; барон Штакельберг; баронесса Клодт; графиня Перовская; семейство придворного полковника Пашкова; граф и графиня Корф; граф и графиня Бобринские; Елизавета Ивановна Черткова (урожденная графиня Чернышева-Кругликова), мать Черткова (знаменитого секретаря Льва Толстого); Александр Михайлович Максимовский, начальник Главного тюремного управления России; барон Павел Николаевич Николаи; барон Владимир Христианович Оффенберг (помощник начальника кораблестроительного отдела Главного управления кораблестроения) с семьей, корабельный инженер военно-морского ведомства).

Генерал-лейтенант Оффенберг Владимир ХристиановичТак я узнал, что Оффенберг — тот самый избранный казначей Союза — всей семьей служил Евангелию. Барон Владимир Христианович Оффенберг родился в 1856 году в богатой аристократической семье. В 1878 году закончил Морское инженерное училище. Генерал-лейтенант корпуса корабельных инженеров, проживал в Санкт-Петербурге на Большом проспекте Васильевского острова, напротив дома Чертковых. Уверовал он в 1900 году в Петербургской общине евангельских христиан, в то время, когда пресвитером был Иван Вениаминович Каргель — знаменитый русский богослов.

У Владимира Христиановича и его жены Дарьи Кузьминичны было трое мальчиков, которые пошли по стопам отца и стали морскими офицерами — подводниками российского флота. Семья Оффенберг к служению относилась очень ревностно, Дарья Кузьминична принимала участие в подписании устава Евангельского Союза в 1907 году, а Владимир Христианович, словно забыв о своих погонах, становится его казначеем.

После трагедии 1917- го года и гражданской войны святому семейству пришлось оставить родину и эмигрировать через Константинополь, Югославию и Францию в США. «Мировая война лишила его всего, подобно Иову», — написано в некрологе. Проживая в Америке Владимир Оффенберг становится пастором в Евангельской церкви в Нью-Йорке. Бывший генерал, а теперь пастор Оффенберг, много разъезжал, проповедовал, участвовал в съездах. Желанию трудиться не было предела и в тоже время «он был такого кроткого и мирного характера, что многим можно было научиться от него», — пишет журнал «Христианин» за 1928 г. И. Колесников оставил нам о нем следующие строки: «27-летняя христианская жизнь брата Владимира Христиановича Оффенберг была всецело посвящена Господу на служение!» Скончался В. Х. Оффенберг в ноябре 1927 года. Дарья Кузьминична пережила своего мужа на семнадцать лет и отошла в вечность в 1944 году.

Наступило 100-летие Союза. Какие мы сегодня? Мне кажется, что люди обмельчали, перестали быть героями. Стоит лишь затеряться в истории, «погрязнуть» в старинных журналах, и перед тобой предстают красивые люди, красивые духовно, способные на подвиги, способные творить настоящие поступки, способные любить братство…

«Всякий человек есть история, не похожая ни на какую другую»… — так сказал классик, а с классиками не поспоришь. Но как бы мне хотелось, чтобы моя и ваша история была похожа на истории Проханова, Оффенберга, Каргеля…

А. И. Корабель

  • Главная
  • Архив по годам
  • 2018 год
  • VI Конференция «Феномен Российского протестантизма»